У нас 26 юридических лиц, на которых работает более 11 тысяч человек. Чтобы проводить медосмотры ежемесячно, нам потребовался бы отряд специалистов, которые занимались бы только оформлением документов. А еще отдельное помещение, чтобы хранить заключения и заключительные акты. Поэтому мы проводим общий медосмотр по юридическому лицу раз в год для всех работников, кому он требуется по закону. Опытным путем поняли, что нам так удобнее и выгоднее.
В некоторых юридических лицах установили периодичность раз в полгода. Например, на мясоперерабатывающем заводе с численностью 2500 работников проводим медосмотры два раза в год благодаря наличию на его территории медицинского пункта.
Медосмотр на территории предприятия позволяет оптимизировать процесс. Учет работников, которым требуется медосмотр, ведет фельдшер медицинского пункта. Он составляет поименные списки и направляет их в службу ОТ. Специалисты по ОТ совместно с отделом кадров проверяют списки и направляют руководителям подразделений. Руководители выдают работникам направления и контролируют прохождение медосмотра.
В юрлицах, где нет медпункта, организацией занимаемся совместно со службой персонала. У них есть электронная база работников, графики сменности, и они знают, кто и когда пойдет в отпуск. Список работников, подлежащих медосмотрам, ежегодно актуализирует служба охраны труда, а потом мы его передаем в кадры. В СУОТ мы прописали, что поименным списком и направлениями на предварительный медосмотр, журналом их учета занимаются сотрудники отдела кадров. Направления на периодический медосмотр и журнал их учета ведут руководители подразделений.
Энтузиастов взять на себя дополнительную работу обычно нет, но если вы пропишете обязанности и директор утвердит положение о СУОТ, все ответственные должны будут выполнять требования. Поэтому мы с коллегами изначально уделили формулировкам в СУОТ силы и время, чтобы грамотно распределить обязанности по охране труда.
Задачи по медосмотрам разделены между службой ОТ, персоналом медпунктов, отделом кадров и руководителями структурных подразделений и не все из них хорошо разбираются в нюансах процедуры. Чтобы исключить ошибки, служба ОТ разработала все шаблоны в электронном виде и сделала инструкцию о том, как направлять работников на медосмотр.
На первый взгляд кажется, что ежегодный подход сильно увеличивает затраты. Но мы показали директору норму закона, которая позволяет снизить стоимость периодического медосмотра за счет того, что медорганизация засчитывает результаты предварительного (п. 7 Порядка, утв. приказом Минтруда от 28.01.2021 № 29н).
Мы столкнулись с работниками, которые отказывались проходить периодический медосмотр через пару-тройку месяцев после предварительного, ссылались они на сроки из закона. Это единичные случаи, и хватило нескольких аргументов, чтобы переубедить несогласных. Мы объяснили, что периодические осмотры проводят не реже чем в сроки, указанные в перечне факторов и перечне работ. Показали пункт 18 порядка № 29н и ЛНА с порядком проведения медосмотров, с которым их при трудоустройстве знакомили под подпись.