Чем полезен раздел руководителю службы ОТ: определят, насколько успешно выполняют ключевые задачи службы, выявят слабые и проблемные места для корректировки стратегии, научатся использовать ключевые показатели для отчета перед руководствоv.
Чему научат руководители сотрудников службы: как собирать и интерпретировать данные для оценки работы службы, как проводить анализ причинно-следственных связей.
Оценка ключевых показателей эффективности (KPI) службы охраны труда позволяет объективно измерить успех деятельности службы, выявить слабые стороны и разработать стратегию на будущее. Руководитель службы охраны труда ПАО «Совкомбанк» Марина Олейникова рассмотрела, как оценивать показатели в конце года.
Сбор данных. Отдел регулярно собирает информацию по всем KPI через результаты внутренних аудитов, отчеты о травматизме, данные о прохождении инструктажей и проверках.
Какие показатели отслеживать при текущем мониторинге
1. Обслуживание и поверка оборудования:
- доля оборудования, прошедшего техническое обслуживание вовремя (%);
- количество незавершённых заявок на техническое обслуживание;
- время между выявлением неисправности и её устранением (в днях).
2. Обучение персонала по вопросам охраны труда:
- процент сотрудников, завершивших обучение по охране труда;
- уровень усвоения материалов на обучении (результаты тестирования).
3. Медицинские осмотры сотрудников:
- процент сотрудников, прошедших медицинские осмотры в срок;
- количество нарушений графика медицинских осмотров;
- частота выявления противопоказаний к работе на осмотре (в % от общего числа обследованных).
4. Оценка профессиональных рисков на рабочих местах сотрудников:
- процент рабочих мест с актуализированной оценкой рисков;
- количество внедрённых мероприятий по снижению выявленных рисков;
- частота обновления карты профессиональных рисков.
Какие показатели отслеживать при реагирующем мониторинге*
1. Происшествия и несчастные случаи:
- количество зарегистрированных несчастных случаев за период;
- коэффициент частоты травматизма (количество случаев на 100 сотрудников);
- среднее время расследования одного инцидента.
2. Профзаболевания:
- количество случаев выявленных профзаболеваний;
- частота появления заболеваний, связанных с определённым фактором (шум, вибрация, химические вещества);
- затраты на лечение и компенсации за профзаболевания.
3. Жалобы работников, клиентов и посетителей:
- количество жалоб, связанных с охраной труда;
- среднее время ответа на жалобу;
- доля жалоб, решённых удовлетворительно для сотрудников.
4. Анализ предписаний государственных органов:
- количество предписаний от госорганов за нарушение норм охраны труда.
- доля выполненных предписаний в установленный срок.
- количество исков, поданных против компании, и сумма компенсаций.
* Реагирующий мониторинг анализирует происшествия, которые уже произошли.
Оценка показателей. Оценка ключевых показателей эффективности (KPI) службы охраны труда позволяет объективно измерить успех деятельности службы, выявить слабые стороны и разработать стратегию на будущее.
Сравнение показателей. Сравнивают фактические данные с целевыми значениями KPI.
Пример:
- план: провести инструктаж для 95 процентов сотрудников;
- факт: 92 процента;
- вывод: цель не достигнута, нужно выяснить причины.
Анализ динамики. Отслеживают изменения KPI в динамике для выявления трендов, например ежемесячно, ежегодно.
Причинно-следственный анализ. Для невыполненных KPI используют методы поиска корневых причин.